antiliberast (rkovrigin) wrote in sdelano_u_nas,
antiliberast
rkovrigin
sdelano_u_nas

Categories:

На НВАЭС внедрены инновационные средства обучения персонала

  Originally posted by nanonews. at На НВАЭС внедрены инновационные средства обучения персонала

Пока в Нововоронеже полным ходом шли монтаж оборудования и пуско-наладочные работы на энергоблоке № 6, специалисты учебно-тренировочного подразделения атомной станции параллельно с интенсивной подготовкой оперативного персонала энергоблока с реактором типа ВВЭР-1200, внедрили новые технические средства обучения. Еще в начале 2015 года принят в эксплуатацию виртуальный «голографический» макет строящейся четвертой очереди Нововоронежской АЭС, разработанный для системы виртуальной реальности NettleBox (производитель — российская компания Nettle, резидент фонда «Сколково»).

Голографические макеты — это одна из новейших тенденций в архитектурной и инженерной презентации, результат интеграции современных технологий компьютерной графики и аппаратных решений. Технология позволяет создать у зрителя иллюзию того, что перед ним находится реальный, обозреваемый со всех сторон объект. Виртуальные голограммы выдают очень реалистичную картинку, почти не отличимую от традиционных макетов из пластика, но, в отличие от них, обладают массой возможностей, реализуемых с помощью компьютерной графики.

Первое, что производит впечатление, помимо реалистичности, — это очень широкие возможности в управлении виртуальным макетом. Для этого можно использовать iPad, тачскрин или обычную клавиатуру. Перемещаясь по макету и изменяя масштаб, пользователь может при максимальном отдалении увидеть сразу всю площадку четвертой очереди Нововоронежской АЭС и прилегающую территорию общей площадью около 450 гектаров. А при максимальном приближении — «разрезать» здания по отметкам, заглянуть внутрь сооружений, рассмотреть мелкие детали оборудования: вентили, клапаны, вплоть до гаек на реакторной установке. Кроме того, голографический макет позволяет анимировать объекты и задавать любое поведение для них. Например, есть возможность показать процесс производства электроэнергии в динамике, да и вообще «оживить» сам голографический макет. И вот на территории АЭС уже ходят люди, движутся машины. А ещё есть возможность выводить подсказки и контекстную информацию по зданиям пускового комплекса и оборудованию, причём на разных языках, что весьма полезно при проведении презентаций на международном уровне и работе на выставках.

Приятно отметить, что голографические макеты NettleBox — это полностью российская разработка, по техническим характеристикам не имеющая аналогов в мире. Ядром NettleBox является высокоскоростная (900 FPS) и высокоточная (~1 мм) система трекинга с уникальным механизмом полной компенсации задержки, благодаря чему достигается высокая стабильность виртуальных объектов и погружение в виртуальную реальность проходит для пользователей естественно и комфортно.

Вот как оценивает перспективу внедрения новых технологий в процесс обучения оперативного персонала АЭС заместитель главного инженера по подготовке персонала, начальник УТПВладимир Лобанов:

— 3D-изображение находится вне экрана — оно как будто висит в воздухе. Это вызывает любопытство, и его хочется потрогать руками. Изображение можно приблизить, отдалить, словом, развернуть картинку как угодно. Можно получать изображение послойно, в любых срезах проекции. Можно перемещаться из помещения в помещение, как в видеоигре.

3D-голограмма — очень современный и многофункциональный продукт. С точки зрения обучения персонала, эта программа интересна свойством объемного моделирования. Особенно 3D-голограмма полезна при проведении первичной подготовки и поддержания квалификации персонала четвертой очереди Нововоронежской АЭС. В программу подготовки на должность и обучения обязательно включен реактор, парогенератор, компенсатор объема — словом, те элементы, которые обучаемый, может, никогда и не увидит, потому что это оборудование первого контура, где присутствует ионизирующее излучение. В процессе строительства энергоблока, пока оборудование «чистое», можно своими глазами увидеть и даже руками потрогать. А что делать, если это оборудование уже находится в работе? Внутрикорпусное устройство реактора ещё можно увидеть во время перегрузки топлива, когда идёт планово-предупредительный ремонт. А вот в компенсатор объема уже не заглянешь. Активную зону реактора руками не потрогать. С этой точки зрения, достоинства новой визуализированной технологии неоспоримы. Обучаемый с помощью такого инструмента может «прокрутить» активную зону, разложить её на элементы, взять тепловыделяющую сборку и разложить её вплоть до урановой таблетки. Тут же прописаны все характеристики элементов оборудования. И вся техническая информация об узлах и деталях будет буквально «парить в воздухе», и её можно прочитать, услышать голосом диктора.

Технология голографии создает иллюзию реального, обозреваемого со всех сторон объекта Я, конечно, говорю о новом блоке с ВВЭР-1200. По моему мнению, на старые блоки с продленными сроками эксплуатации нет необходимости делать что-то подобное. Там работает обученный и опытный персонал. А вот для новых блоков с ВВЭР-1200 это актуально. Особенно, если учесть, что концерном «Росэнергоатом» принята концепция о подготовке персонала российских и зарубежных АЭС на референтных энергоблоках Нововоронежской и Ленинградской АЭС. В 2015 году в УТП Нововоронежской АЭС прошли обучение 4 группы иностранных специалистов из Турции, Иордании, Вьетнама и Белоруссии.

Предлагаемая для обучения персонала технология крайне интересна. Инструктор УТП может использовать ее как при обучении конструкции оборудования и систем АЭС, при этом он один управляет 3D-моделью, а остальные видят изображение на мониторах (или одном большом экране), так и при самоподготовке обучаемых.

Мы всегда были заинтересованы во внедрении в нашу практику прогрессивных методов обучения. Если один раз сделать обучающую систему по основному оборудованию с использованием голографических технологий, то потом её можно тиражировать для нужд и других АЭС с небольшими изменениями. Компьютерная обучающая система (КОС) — это не просто показ картинки и рассказ об устройстве оборудования. Это технология с обратной связью: после прохождения обучения по определенной теме, обучаемый отвечает на вопросы с целью контроля достижения целей обучения. Внедрение такой инновационной обучающей системы поможет нам поднять планку подготовки оперативного персонала АЭС на следующий качественный уровень.

Павел Коваленко




Tags: 3d, Воронежская область, НВАЭС, инновации, обучение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments