antiliberast (rkovrigin) wrote in sdelano_u_nas,
antiliberast
rkovrigin
sdelano_u_nas

Categories:

Сила Ямала: обзор инфраструктурных проектов региона (часть 2)

  Originally posted by lapshin-89. at Сила Ямала: обзор инфраструктурных проектов региона (часть 2)

Во вторую часть обзора вошли проекты трубопроводного транспорта углеводородов и другие объекты.

Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»

Первый шов нефтепровода «Пурпе-Самотлор» был сварен 11 марта 2010 г., а уже 25 октября 2011 г. на торжественной церемонии в Ноябрьске нефтепровод был запущен в эксплуатацию. Трасса протяжённостью 430 км. и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. является частью трубопроводной системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор». Нефтепровод соединил грузопотоки нефти с месторождений средней части Пуровского района Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России. Инвестиции компании Транснефть составили около 55 млрд руб. Чуть меньше половины трассы проходит в пределах Пуровского района начинаясь в Пурпе и заканчиваясь в Ноябрьске. На нефтепроводе последовательно построены три НПС: НПС «Пурпе», НПС «Вынгапуровская» (г.Ноябрьск), НПС «Самотлор» (г.Нижневартовск).

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»

"Заполярье — Пурпе — Самотлор" - самый северный российский нефтепровод длиной около 900 км. Это кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» является вторым этапом проекта. Его мощность 45 млн. тонн в год, протяженность 488 км, реализуется он в несколько этапов с юга на север:

I очередь — участок от г.Тарко-Сале до п.Пурпе;

II очередь-участок от п. Новозаполярный до г.Тарко-Сале;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до п. Новозаполярный.

Завершение строительства намечено на 2016 год. После ввода нефтепровода в эксплуатацию на территории ЯНАО появится свыше тысячи новых рабочих мест.

Объекты нефтепровода сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надёжный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемёрзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.

Самая главная сложность проекта в том, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике «Транснефти» проложена не традиционным подземным способом, а над землей — на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы, на НПС нефть подогревают до 60 ° С, на вечномерзлые грунты.

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Зимой 2014-15гг. главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС № 1 «Заполярье» до НПС № 2 «Коротчаево». Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идёт над землей.

Сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объёме. На ГНПС N 1 «Заполярье» завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти — объёмом 20 тыс. куб. м каждый.

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди завершено строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи, монтаж волоконно-оптической линии связи.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь — это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идёт под землей, а другая половина — над ней, ведь севернее п.Пурпе уже встречаются островки мёрзлого и талого грунта.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменяется тазовской тундрой.

Одними из самых сложных этапов строительства стали подводные переходы через р.Пурпе и судоходные реки Пур и Таз. Например, в пойме Таза находится много стариц, озёр и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. Поэтому полная протяжённость перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. На всём этом участке труба идёт под землёй.

Инвестпроект по строительству нефтепровода предусматривает возведение объектов, в том числе социальной и транспортной инфраструктуры. Главным из них является строительство моста через реку Пур между Коротчаево и Уренгоем. Открытие моста станет новой страницей и в истории Тазовского района, иначе объекты нефтепровода, месторождения и посёлки района будут по прежнему отрезаны от основных транспортных потоков строптивым Пуром.

Отдельного внимания заслуживает нефтеперекачивающая станция «Пурпе», расположенная недалеко от одноимённого посёлка. До начала реализации инвестиционного проекта «Заполярье-Пурпе-Самотлор» она была небольшой станцией на задворках Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов. Станция, введённая в эксплуатацию в 1994 г., сегодня находится в постоянном развитии. В рамках реализации инвестиционного проекта НПС была значительно расширена, возведены десятки объектов. В несколько раз увеличился резервуарный парк станции. Так, к существующим двум резервуарам для хранения нефти объёмом по 20 тысяч м3 каждый добавилось ещё пять, а также два РВС-5000 м3. В итоге суммарный объём резервуарного парка составляет 150 тысяч кубометров.

В рамках строительства возведена вторая нефтеперекачивающая станция с пунктом подогрева нефти. Он предназначен для подогрева нефти до определённой температуры. Лишь после этого углеводородное сырьё будет подаваться на НПС-3, строительство которой ведётся в трёх километрах от действующей площадки.

Сегодня НПС «Пурпе» это современная, стремительно развивающаяся ЛПДС. Она пока ещё является самой северной нефтеперекачивающей станцией ОАО «Сибнефтепровод». Но уже совсем скоро заработают магистральные и подпорные насосы двух НПС: НПС «Коротчаево» и головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) № 1 «Заполярье» расположенных за полярным кругом.

Продуктопровод «Пуровский ЗПК-Ноябрьск-Пыть-Ях-Тобольск»

Строительство продуктопровода стартовало в 2012 г. на Ноябрьской наливной железнодорожной эстакаде, именно тогда прошёл торжественный стык труб в рамках намечаемого строительства.

Протяжённость продуктопровода составляет 1100 километров, инвестиции 63 млрд. рублей. Пропускная способность продуктопровода на участке от Пуровского ЗПК до наливной эстакады в Ноябрьске составляет 4 млн.т. в год, на участке от Ноябрьска до Пыть-Яха — около 5,5 млн.т. в год, а на участке Пыть-Ях-Тобольск — 8 млн.т. в год. Помимо этого, новый продуктопровод дублируется ранее существующими сетями Ямала и Югры. Его ввод позволил компании полностью отказаться от использования сетей Газпрома при транспортировке ШФЛУ, продукта переработки ПНГ. Завершение проекта состоялось в августе 2014 г. в Тобольске.

Газопровод «Бованенково-Ухта»

Решение о строительстве газопровода длиной 1100 км. и производительностью 140 млрд. м³ для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в октябре 2012 г. Полностью завершить строительство системы магистральных газопроводов планируется в 2016 году.

Нефтеналивной терминал «Мыс Каменный»

В сентябре 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции наливного терминала в акватории Обской губы в районе п.Мыс Каменный на полуострове Ямал. Терминал предназначен для круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для обеспечения работы Арктического терминала на берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура для отгрузки нефти: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции Общая высота термилала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн в год.

Северный оптический поток

Северный оптический поток — это магистральная линия связи, протянувшаяся на 3,5 тысячи километров от Екатеринбурга через Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду, её стоимость составила более 10 млрд. рублей. Общая протяженность оптических линий связи, функционирующих в системе Северного оптического потока — 14699 км. Более 3,5 миллионов абонентов получают услуги связи благодаря Северному оптическому потоку.

Строителям линии приходилось работать и в тайге, и на заболоченной местности, в экстремальных природных условиях Крайнего Севера. Особую сложность представляло строительство линии в условиях вечной мерзлоты. Строители магистрали преодолели сотни природных и рукотворных препятствий: 347 больших и малых рек, 793 автодороги, 79 железнодорожных магистралей, 657 нефте- и газопроводов. Строительство велось поэтапно с 2000 года по 15 апреля 2014 года.

ЛЭП «Надым-Салехард»

Высоковольтная линия напряжением 220 кВ соединит Салехард с централизованной энергосистемой и обеспечит надежное электроснабжение ямальской столицы. Начальным пунктом трассы ВЛ является существующая ПС 220 кВ Надым, конечным — проектируемая ПС 220/110/6 кВ Салехард. Стоимость ЛЭП 17,8 млрд. рублей.

P. S. В 1948 году на окраине Тюмени бригадой мастера Б. Мелик-Карамова была пробурена первая поисковая скважина. Её глубина составила всего 2000 метров и хотя ничего, кроме минеральной воды, тогда найдено не было геологоразведка в молодом регионе продолжилась. 21 сентября 1953 г. разведочные работы увенчались успехом, из скважины Р-1 в югорском посёлке Берёзово забил первый фонтан, именно с этого момента началась история Тюменской нефти. Сегодня, спустя более 60 лет, можно только восхищаться энтузиазмом и героизмом геологов и первопроходцев отстоявшим промышленое будущее региона и не позволившим затопить тюменский север водами Обской ГЭС. Мог ли простой обыватель середины прошлого века представить, что рельсы пробегут от Тюмени на Север больше полутора тысяч километров и достигнут Ледовитого океана. Сказкой казалась мысль о том, что в тайге и болотах вырастут десятки городов, а на арктическом побережье будет огромный порт. Самые смелые мечты прошлого сейчас воплощены в реальность, а титанический труд и энтузиазм народа позволил отдельной главой вписать освение Тюменского севера в историю государства…




Tags: ЯНАО, Ямал, инфраструктура, обзор, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments