?

Log in

No account? Create an account

sdelano_u_nas


Сделано у нас

Нам есть чем гордиться!


Previous Entry Поделиться Next Entry
В России создалась новая экспортная отрасль
sdelanounas_ru wrote in sdelano_u_nas
  Originally posted by London. at В России создалась новая экспортная отрасль

  Российский рынок стекла — за 20 лет российские стекольщики освоили новейшие технологии, а заодно и нарастили производство стекла в пять раз:
Во времена СССР существовала в стране даже такая контора – “Министерство промышленности строительных материалов”, которое занималось в т.ч. выпуском различных видов стекла, причем, исключительно по технологиям, придуманным… еще в 1902г. В СССР технологическую “стекольную революцию” 60-70-х годов по производству “флоат-стекла”, изобретенную сэром А. Пилкингтоном в 50-е годы из британской компании “Пилкингтон” (Pilkington), конечно, проспали.
А эта принципиально новая технология резко и кардинально увеличивала производительность и, главное, радикально повышала качество продукции.
Справочно о новой технологии производства листового стекла — «флоат-стекла».
“Флоат-стекло” получается, когда лента жидкого стекла выливается и скользит по расплавленному металлу (олову). Нижняя поверхность ленты получается исключительно ровной за счет полировки поверхности стекломассы расплавленным оловом, а верхняя – за счет силы поверхностного натяжения. Флоат-стекло характеризуется исключительно ровной поверхностью и особенно! — минимальными оптическими дефектами.
Наибольший производимый размер флоат-стекла сейчас составляет 6000 х 3210 мм (6 на 3 метра), а толщина “стеклянного листа” может достигать 25 мм.

У страны ведь были в 80-е годы более важные задачи… перестройка, нефть, газ, производство оружия, народ накормить и пр. А тут и развал страны – СССР подоспел. Тем более всем было не до какого-то стекла… хотя старых “стекольных заводов” в огромной стране было немало. Поскольку средств на обновление технологий и оборудования ни у кого из них не было, итогом стала следующая ситуация:
На мировом рынке листового стекла давно и прочно “правят бал” всего несколько огромных и глобальных корпораций – Pilkington (Великобритания), Asahi Glass Company (AGC) из Японии (в России рулит её европейская дочка из Бельгии – компания Glaverbel), компания “Saint Gobain (Франция) и американский гигант – концерн “Gardian”.
Вот все эти 4 мировые компании-лидеры постепенно и ринулись с 90-х годов на “капиталистический рынок” России, понимая его огромную перспективность… тем более, что вся сырьевая база просто “под ногами”, есть где масштабно развернуться, да и потребителей качественного различного стекла на огромной территории России и СНГ многие миллионы…
Японская Asahi Glass Company (AGC) первой быстро купила крупнейший в России “Борский стекольный завод” в Нижегородской обл.(главный производитель стекла для автомобилей), резко модернизировала его оборудование и довела объем производства флоат-стекла на заводе до 400 тонн в сутки.
А тут в стране начался строительный бум 2000-х годов, в котором спрос на качественное флоат-стекло мгновенно подскочил до 1,6 тыс.тонн в сутки.
Главным фактором роста спроса на листовое стекло выступает строительная отрасль, где объемы потребления стекла растут на 10-12% в год. Строительный и автомобильный бум в стране набирал свои обороты, вдобавок население принялось массово ставить в квартирах и домах двух и трехслойные стеклопакеты.
Поэтому к 2002г. в стране уже не хватало никакого стекла, хоть качественного, хоть некачественного (произведенного по старой технологии). Стекло в Россию везли отовсюду. Основным поставщиком стекла стал, конечно, Китай, заполнявший до 15% российского стекольного рынка.
Насытить китайцам российский спрос помогали стекольные предприятия соседей — Белоруссии и Украины (причем, и китайские, и бывшие советские заводы поставляли продукцию, выпущенную по старой технологии, т.е. не очень качественную).
С 2000-х годов Россия стала одним из крупнейших в мире потребителей стекла (4% мирового спроса), а объем собственного производства только за первые пять лет ХХI века увеличился в 2 раза — в 2000г. в России было произведено 80 млн. кв. метров, а в 2006г. – уже 164,6 млн. кв. м. листового стекла.
Сегодня совокупный объем потребления листового стекла в России и странах СНГ, по оценкам, составляет 400-450 млн. кв. метров стекла в год.
Увидев, что творится на нашем рынке, ВСЕ мировые лидера “стекольного производства” наперегонки и по-серьезному ринулись… строить в России новые сверхсовременные предприятия и линии по производству качественного “флоат-стекла”. И конкурентная гонка за российский рынок пошла просто “в разнос”:
Американский концерн “Gardian” с нуля построил в Рязанской области завод мощностью 750 тонн стекла в сутки. Едва запустив конвейеры первого предприятия, компания “Gardian” немедленно начала возведение второго завода в Красносулинском районе Ростовской области, который собирается запустить уже в 2012г.
Проектная производственная мощностью этого завода 900 тонн стекла в сутки и он будет крупнейшим стекольным заводом американского концерна за рубежом.
В мае 2010г. японская компания Asahi Glass Company (AGC) запустила в эксплуатацию свой новый крупнейший в Европе завод по производству флоат-стекла в городе Клин Московской области. Его проектная мощность составляет 1100 тонн стекла в сутки. Новое производство имеет очень удобное географическое расположение, позволяя AGC
увеличить свое присутствие в крупных центрах потребления стекла – Центральном и Северо-западном регионах России.
Кроме того, японская Asahi Glass Company (AGC), как и американцы, также в Ростовской области сейчас строит еще один новый завод мощностью 600 тонн стекла в сутки.
В сражение за рынок России и СНГ постепенно и основательно подтягиваются и англичане с французами.
В феврале 2010г. французская компания “Saint-Gobain” начала строительство своего собственного завода по производству плоского листового стекла в Елабуге — «особой экономической зоне» в Татарстане. Мощность этого производства составит 250 тыс.тонн флоат-стекла в год.
А российские крупнейшие производители стекла — “Салаватстекло” и “Саратовстройстекло” в результате объединились, чтобы оснаститься самыми современными технологиями и оборудованием, чтобы на равных конкурировать с вышеуказанными зарубежными производителями флоат-стекла на рынке России/СНГ, и также увеличить поставки своей продукции на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.
Английская компания “Pilkington” на российском рынке с 2006г. — имеет свой новый завод RM1 (ООО “Пилкингтон Гласс”) в Московской области, который за 5 лет работы уже произвел 1 миллион тонн листового флоат-стекла (выпуская в среднем 567 тонн стекла в сутки, и планируя увеличить свою мощность до 260 тыс.тонн флоат-стекла в год).
Сегмент термополированного и обработанного стекла высших марок демонстрирует в России устойчивое увеличение и занимает сейчас порядка 90% от общего объема внутреннего рынка листового стекла (в 2005г. его доля составляла еще 75%), т.к. растет спрос в стране на качественное стекло.
К 2012-2013 гг. его доля в общем объеме рынка листового стекла может достигнуть 98%, практически полностью вытеснив низкокачественные марки стекла, которые пока еще импортируются из-за рубежа.

В результате — уже сегодня Россия стала нетто-экспортёром качественного стекла (во внешнеторговой статистике стекло считают в квадратных метрах, а не в тоннах): в 2010г. Россия экспортировала более 20 миллионов кв.метров стекла, в т.ч. около 7 млн. кв. метров только в страны дальнего зарубежья — более 2 млн.кв. метров в Турцию, около 1 млн, кв. м. в Финляндию, почти 800 тыс.кв. м. в Болгарию, более 600 тыс. кв. м. в Чехию, более 400 тыс. кв. м. в Данию, более 300 тыс. кв. м. в Великобританию и др.
Импорт же листового стекла из-за рубежа за последние годы существенно снизился – с 31 млн. кв. метров в 2005г. до 13,6 млн. кв. м в 2010г.(поставки пока идут в основном из Китая, Украины и Турции).
И можно не сомневаться, что экспорт высококачественного и конкурентного флоат-стекла из России, как в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье, в ближайшие годы будет только нарастать.
источник