Борис Литвинов (l_boris) wrote in sdelano_u_nas,
Борис Литвинов
l_boris
sdelano_u_nas

Categories:

Новосибирские учёные нашли способ сварить самолёт!

Учёные из "Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН" нашли способ решить многолетнюю проблему авиастроения - сварки деталей самолёта, применив лазер и нанотехнологии.

Трудно поверить, но даже самые современные Boeing и Airbus до сих пор клепают. Так на корпусе лайнера можно насчитать до 30 миллионов заклепок. Однако современные технологии пока не могут заменить эту трудоёмкую операцию.
Изначально проблема в самом металле из которого строят самолёты - титан, главный авиационный материал. Титан прочней и легче стали, однако, очень капризен: практически не поддаётся сварке. В результате сварки швы получаются очень непрочными, хрупкими.

"Обычно при сварке титана образуются крупные дендритные (древоподобные) структуры, между которыми слабые связи, поэтому шов становится хрупким. Все изменилось, когда мы добавили в шов наночастицы специальной керамики. В расплаве они перемешиваются с металлом и становятся центрами кристаллизации. В итоге вместо крупных дендритов образуются маленькие, что в разы увеличивает прочность шва", - пояснил заместитель директора Института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Оришич.

Ноу-хау новосибирских учёных не только в нанопорошках, важен и сам режим лазерной сварки. Он обеспечивает "кинжальное" проплавление материалов в месте шва. Учёным впервые удалось получить при сварке титана прочность шва такой же, как и у самого металла. А затем они соединили титан со сталью. И шов получился прочней, чем оба его компонента.
i-mash.ru/news/

АТР-600-series
Tags: Наука, Новосибирск, авиастроение, нанотехнологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments