?

Log in

No account? Create an account

sdelano_u_nas


Сделано у нас

Нам есть чем гордиться!


Previous Entry Поделиться Next Entry
Первый российский автомобиль – на ходу!
статуя свободы, родина мать
rkovrigin wrote in sdelano_u_nas
  Originally posted by ministr. at Первый российский автомобиль – на ходу!

  К этому сверкающему свежей краской «самобеглому экипажу», похожему на пролетку XIX века, было привлечено самое пристальное внимание всех, кто посетил осеннюю московскую выставку «Олдтаймер — Галерея» в «Крокус — Экспо».

 Источник фото: modelmen.ru

Находившийся в центре огромного зала на специальном возвышении уникальный экспонат соседствовал со старинной фотографией, на которой был сфотографирован такой же автомобиль на фоне оригинальных построек, своей архитектурой напоминающей выставочные павильоны.

 Источник фото: widecars.ru

А дело в том, что ровно 115 лет на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде два русских изобретателя-энтузиаста, Евгений Александрович Яковлев (1857–1897) и Петр Александрович Фрезе (1844–1918), представили на суд общественности свое детище, которое мы по праву можем назвать первым российским автомобилем.

Через много лет, в преддверии 115-летнего юбилея появления автомобиля Е. Яковлева и П. Фрезе коллектив реставраторов «Авторевю» не просто заново подготовил выставочный экспонат, но и довел двигатель до рабочего состояния — и репликар поехал! С учетом всего объема исходных данных его достоверность максимальна.

Е. Яковлев, отставной морской офицер, основал и владел «Первым русским заводом газовых и керосиновых двигателей», а инженер П. Фрезе был совладельцем каретно-экипажной фабрики. Продукция обоих предприятий демонстрировалась в Чикаго на Всемирной выставке, где произошла их первая встреча, во время которой они горячо обсуждали один из самых интересных экспонатов из Германии — автомобиль К. Бенца, приводимый в движение легким и высокооборотным бензиновым двигателем. Было решено, объединив усилия компаний, создать машину не хуже немецкой и в случае успеха организовать ее производство.

В результате автомобиль, напоминающий немецкий «Бенц Вело», но с оригинальными рулевым управлением и передним мостом, был построен, но не вызвал никакого интереса ни у потенциальных покупателей, ни у царя Николая II, которому он был продемонстрирован в Нижнем Новгороде.

Только в 1961 году историкам удалось найти нерезкую фотографию этого экспоната в приложении к газете «Новое время» за 1896 год. Более качественное фото удалось сделать в 1976 году с негатива, обнаруженного в Нижнем Новгороде при обследовании фонда знаменитого русского фотографа М. П. Дмитриева, запечатлевшего экспонаты Всероссийской выставки 1896 года. Тогда же в печати появились и первые публикации Л. М. Шугурова и В. И. Дубовского, проливавшие свет на историю появления автомобиля.

В 1994 году после организации при газете «Авторевю» отдела реставрации, объединившего молодых инженеров, энтузиастов автомобильной истории, за плечами которых было уже основание московского клуба «Следопыты автомотостарины», кардинальное обновление автомобильного отдела Политехнического музея и создание «с нуля» Музея АЗЛК, у них возникла идея сделать реплику автомобиля Е. Яковлева и П. Фрезе по единственной известной фотографии.

После нескольких лет уникальных и беспрецедентных по сложности работ, профинансированных «Авторевю», на московском автосалоне 1996 года, ровно через 100 лет после дебюта реального автомобиля в Н. Новгороде, реконструкция первенца российского автомобилестроения была представлена публике. Однако тогда не удалось решить проблему запуска двигателя, и реплика была скорее демонстрационным стационарным макетом, но не автомобилем.

В 1995–1996 г.г. в работах по постройке репликара принимали участие Лев Железняков (руководитель), Евгений Бабурин, Иван Шадричев, Петр Трофимов, Дмитрий Фатеев, Николай Жук, Алексей Антонов, Сергей Рохлин. На втором этапе (2011 год) доводку и реставрацию автомобиля выполнили Евгений Бабурин (руководитель), Евгений Гущин, Валентин Сапожник, Николай Жук, Вячеслав Никулин.